Газета Щигровского района Курской области
Комментарии

Мичман Овчинников — родоначальник морской династии

26 июля

720

0

День ВМФ традиционно считается профессиональным праздником военных моряков и офицеров, но его дружно отмечает вся наша огромная страна, водные границы которой со всех сторон надежно защищают четыре флота — Черноморский, Балтийский, Северный и Тихоокеанский. 2020 год не станет исключением, именно в этот день состоится Главный военно-морской парад, который по своей значимости не уступает параду Победы. После исторического пика могущества ВМФ СССР флот России в 1990–2000-е годы постепенно слабел и уменьшался. Но в последние годы положение изменилось в лучшую сторону. На церемонии закладки новейших боевых кораблей дальней морской зоны для ВМФ в Керчи (а также в Северодвинске и Санкт-Петербурге) глава государства Владимир Путин заверил: «Россия будет и впредь держать курс на развитие современного, боеспособного флота, строить корабли, оснащенные перспективными образцами вооружений и техники».

Вот и сегодняшний мой герой Валерий Овчинников — военный моряк, разведчик, отдавший почти 25 лет своей жизни службе на Северном флоте, говорит спасибо боевому морскому братству за то, что именно так, а не иначе, сложилась его судьба. Пережив годы развала страны и тяжелые нулевые, он благодарен в первую очередь Президенту В. Путину и министру обороны С. Шойгу за кардинальные перемены к лучшему, за праздник ВМФ, который в этом году вышел на 1-е место, за то, что увеличивается число открывающихся морских учебных заведений, за вернувшееся на флот звание мичмана. А начиналось все в далеком 1987 г…
— Как сейчас помню 27 мая: я схожу с трапа самолета в Мурманске, внутри у меня сжимается сердце и слёзы подступают к глазам от увиденного — в воздухе кружились белые мухи снега… Впервые в жизни я испугался, что ошибся, приехал один в этот суровый, неизведанный для меня край, — с дрожью в голосе начинает свой рассказ Валерий Николаевич. — Но это продолжалось недолго, как только я сошел с автобуса на морвокзале г. Североморска и увидел в заливе стоящие корабли, сразу успокоился, груз неуверенности упал с плеч, и я понял, что до своей мечты, к которой я шел много лет, осталось лишь протянуть руку.
Валерий родился в Щиграх (1959 г.) в обычной семье, папа был печником, а мама работала в детском саду. В роду моряков не было, правда, в Феодосии жили родственники. Пусть и нечасто, но дети ездили на море отдыхать. Когда и как зародилась у мальчика его голубая мечта стать мореплавателем, он не знает. Но то, что он к ней шел сравнительно долго и не совсем прямой дорогой, видимо, было начертано свыше. Учился Валера в школе №4, окончил 8 классов и поступил в курское училище №5, потому что технику любил с детства. Там он получил профессию автослесаря и водителя и ушел служить в армию. Конечно, ему хотелось на флот, но тогда о предпочтениях никто не спрашивал, служить пришлось водителем в Тамбовском высшем военном авиационном инженерном училище им. Дзержинского. Уже из армии подавал документы в мореходку в Риге — не случилось. Молодой человек не отчаялся, решил идти тем путем, который складывался. Вернулся в родной город, стал работать, женился, у супругов родилась дочь. Все шло удачно, волей случая стал работать на заводе «Геомаш» в сборочном цехе. Приобретённый там опыт с лихвой пригодился позже, когда он служил на военных кораблях. Когда началась перестройка и жизнь в стране стала меняться, товарищ предложил пойти на флот, тем более думать о море он не переставал. Так и произошло, набравшись смелости, пошел в военкомат, где ему на выбор предложили: Афганистан, Приморье и Североморск. Мудрый отец, которому самому довелось служить за 69-й параллелью, посоветовал сыну Северный флот. Выбор был сделан, так 27-летний Валерий приехал на Кольский полуостров, успешно окончил школу мичманов и получил назначение в г. Полярный.
Навсегда ему запомнился первый боевой поход на малом разведывательном корабле ССВ‑501 «Закарпатье» продолжительностью 8 месяцев. Все было в первый раз: длительность, разные страны и моря, опыт руководства матросами и внештатные ситуации. Ему запомнилась невыносимая жара, когда проходили тропики, заход на Кубу, где жили почти неделю, ожидая заправку топливом и водой. Кстати, эта страна очаровала его своей океанской экзотикой.
Затем были ещё два длительных похода, но уже на его родном судне ССВ‑506 «Находка», к которому он был приписан. За время службы корабль совершил немало боевых служб у восточного побережья США и в Северо-Восточной Атлантике. Выполняя очередную боевую службу у берегов США, корабль и его экипаж приняли самое активное участие в обеспечении аварийной АПЛ СФ «К‑324», которая потеряла ход, намотав на винт буксируемую протяжную антенну системы «ТАСС» фрегата ВМС США «Бронштейн». В 1993–1994 гг. корабль прошел ремонт в Польше на верфи «Наута», по окончании которого выполнил еще три боевых похода в Северо-Восточной Атлантике. В 1996 году заслуженно завоевал переходящий Приз Главнокомандующего ВМФ и был объявлен лучшим кораблем ВМФ по своему виду подготовки. Дослуживал мичман Овчинников уже на МРЗК «ГС‑31». Девизом команды были слова: «Искать, найти и навести». Корабль активно выполнял задачи в акваториях Баренцева и Норвежского морей.
Уволившись со службы в 2002 г., Валерий Николаевич с женой переехали в родные места, так как оба они уроженцы Щигров. Дочь Юлия, финансист по образованию, осталась жить на Севере, и она, и ее муж связали свою жизнь с морем, они тоже военные. А еще четверо племянников по примеру Валерия стали мичманами и служат на различных кораблях Северного флота. Семь человек из их общего рода — моряки, а сам он, можно сказать, основатель морской династии.
— Я не представляю себя вне флота, — сказал в заключение бравый мичман. — Мне до сих пор кажется, что я продолжаю дышать морем и после выхода на пенсию. Моряк — профессия не из легких, она всегда пользуется уважением. Всех своих коллег — офицеров и матросов — поздравляю с праздником!
М. АВДЕЕВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте так же