Начальник отдела ЗАГС Щигровского района Ирина Агаркова: «счастливые и грустные события связаны с ЗАГСом»

­— Ирина Викторовна, наша встреча проходит в канун Дня работников ЗАГСа. У многих этот орган ассоциируется с заключением брака, но ведь это далеко не так. Круг обязанностей вашей службы достаточно широк, расскажите о них.
— Основное направление деятельности отдела ЗАГС — это исполнение федеральных полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния. Отсюда вытекает наша первая задача — защита прав и законных интересов граждан. Для этого, в соответствии с законодательством, должна быть обеспечена регистрация соответствующего акта гражданского состояния. Всего у нас семь видов актов гражданского состояния: рождение, смерть, брак, расторжение брака, усыновление, установление отцовства и перемена имени. Жизнь не стоит на месте, и различные события, происходящие в ней, вынуждают вносить те или иные изменения в документы. Например, усыновление, установление отцовства или, допустим, у человека неблагозвучная фамилия, имя, отчество и он решает их сменить. В этом случае отделом ЗАГС регистрируется их перемена. Также на основании решения суда производится аннулирование и восстановление записей актов гражданского состояния. Поэтому хотелось бы отметить, что ЗАГС — это не только свадьба, но и внесение исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния, выдача повторных документов, работа с письменными обращениями и запросами, передача в установленные соглашениями сроки сведений в организации, создание и пополнение электронного архива и многое другое.
— Безусловно, самая приятная и торжественная прерогатива ЗАГСа — это заключение брака. Но, помимо этого, вы регистрируете и другие акты гражданского состояния?
— Разумеется. На 1 октября текущего года мы зарегистрировали 149 рождений. Первенцев родилось 48, вторых — 65, третьих — 23, четвертых — 6, в 3 семьях появились пятые дети, в 2 — седьмые. Зарегистрировано 99 браков, 79 разводов.
За три квартала 2018 года зарегистрировано 392 смерти, из них мужчин — 176 (средний возраст 66 лет), женщин — 216 (средний возраст 76 лет).
— А по каким ещё вопросам к вам обращаются граждане, организации?
— Отдел ЗАГС обладает наипервейшей ценной информацией. Надо отметить, что с каждым годом потребность в документах, выдаваемых отделом ЗАГС, возрастает. К нам в отдел обращаются граждане за повторными документами, также мы работаем с запросами органов опеки и попечительства, судов, прокуратуры и правоохранительных органов. Не обходятся без информации отдела ЗАГС избирательные комиссии при составлении списков избирателей, пенсионные и налоговые органы, органы социальной защиты, различные фонды.
С 1 октября текущего года в России официально заработала федеральная информационная система «Единый государственный реестр записи актов гражданского состояния» (ЕГР ЗАГС). Именно на ее основе в нашей стране через несколько лет планируется создать федеральный электронный регистр полных сведений обо всем населении страны. Это будет своеобразное «электронное досье».
На данный же момент запуск ЕГР ЗАГС должен был ознаменовать появление единой для сотрудников отделов ЗАГС (порядка 6,4 тыс.) облачной среды, в которой будут выполняться все действия по регистрации актов гражданского состояния (рождение, заключение и расторжение брака, усыновление, установление отцовства, перемена имени и смерть, выдача повторных свидетельств, справок и прочее), используя при этом централизованную систему хранения данных. В ней будут содержаться все тематические акты с 1926 г.
— Что даст это нововведение людям?
— Нововведение значительно упростит для населения процедуру получения справок или копий документов в органах ЗАГС при смене региона проживания. Больше не нужно будет ждать отправки запросов и получения ответов между инстанциями. Планируется, что данные Единого государственного реестра будут доступны в режиме онлайн в каждом отделе ЗАГС, и там будет представлена информация по записям актов всей страны. Также планируется, что за счет данного преобразования граждане смогут получать необходимые сведения самостоятельно в электронном виде через личный кабинет Единого портала государственных услуг (сайт Госуслуг).
К примеру, рождение ребенка было зарегистрировано в одном регионе страны, позже семья переехала в другой, а свидетельство о рождении было утеряно. Ранее восстанавливать его пришлось бы через запрос в ЗАГС по месту регистрации рождения и, следовательно, необходимо было бы ждать, пока туда дойдет обращение и придет ответ обратно. Теперь же повторное свидетельство можно будет получить в день обращения по месту фактического проживания.
Ещё пример, чтобы подать заявление на регистрацию брака, достаточно войти в личный кабинет на портале Госуслуг. Сейчас пара, желающая зарегистрировать брак, из своих личных кабинетов подает заявление через портал Госуслуг. Тем самым они выбирают любой орган ЗАГС РФ, любое удобное для них время и дату. Также через портал Госуслуг можно подать заявление на регистрацию рождения, смерти, расторжения брака, усыновления, на выдачу повторного свидетельства или справки. Граждане, подавшие таким образом заявление, без очереди, в максимально короткое время могут получить запрашиваемый документ.
Еще один плюс внедрения единого госреестра ЗАГС — улучшение межведомственного взаимодействия для получения требуемой информации при предоставлении госуслуг. Наверняка многие сталкивались с необходимостью предъявления пакета документов для получения той или иной государственной услуги. Теперь в ряде случаев процесс существенно упростится: уполномоченные ведомства будут иметь доступ к сведениям из ЗАГСа, необходимым для ведения различных форм учета и подтверждения необходимых данных.
Новая технология также подразумевает проверку на соответствие формату и на уникальность ввода данных, что позволит свести к минимуму ошибки, опечатки и дублирующиеся данные, а единая нумерация облегчит и ускорит поиск. Кроме того, можно будет исключить не только непреднамеренные ошибки, но и случаи мошенничества. В частности, не получится зарегистрировать новый брак, не расторгнув предыдущий, или зарегистрировать одного ребенка в разных ЗАГСах ради получения материнского капитала.
— Какие задачи стоят перед вашей службой в 2019 году?
— Одними из важнейших задач на 2019 год и ближайшую перспективу для отдела ЗАГС являются: повышение доступности и качества оказания государственных услуг населению, в том числе в электронном виде; работа отдела ЗАГС в ФИС «ЕГР ЗАГС»; формирование централизованной базы данных записей актов гражданского состояния в электронном виде.
— Ирина Викторовна, на Ваш взгляд, какими качествами должен обладать работник ЗАГСа?
— У работников нашей службы должны быть такие качества, как внимательность, усидчивость, аккуратность. Мы ведь работаем и с людьми, и с документами. Поэтому здесь должны трудиться специалисты в области гражданского и семейного права, то есть нужны юридические знания. Да и психологические навыки не помешают, ведь часто к нам приходят люди с печальными новостями: умер близкий человек или у кого-то предстоит развод… Мы строим свою работу с посетителями строго по административному регламенту, обязаны проверить все документы, чтобы исключить даже малейшую ошибку и соблюсти все формальности, как того требует юриспруденция. Любая ошибка может привести к очень неприятным последствиям, вплоть до признания записи акта недействительной. А в нашей работе это недопустимо. Кроме того, мы должны индивидуально подходить к каждому посетителю, уважительно и внимательно относиться к его проблемам. Я считаю, что сотрудников отдела ЗАГС отличают душевная теплота, умение сопереживать, любовь к людям и своему делу. Все эти качества помогают нам с достоинством выполнять свой служебный долг.
Несмотря на ряд трудностей, которые приходится в настоящее время преодолевать сотрудникам отдела ЗАГС, они честно выполняют свои прямые обязанности по государственной регистрации актов гражданского состояния и вносят существенный вклад в улучшение демографической ситуации в районе.
Поэтому я хочу поздравить свой коллектив с профессиональным праздником и пожелать всем счастья, мира, добра, душевной щед­рости.
— Я присоединяюсь к Вашим поздравлениям и желаю сотрудникам отдела творческого вдохновения и дальнейших успехов.
Беседовала
Л. КАМЕНЕВА