Дорогой в счастливое детство

В середине 2017 года Президент России В. В. Путин подписал Указ «Об объявлении в РФ Десятилетия детства». Программа рассчитана на 2018 – 2027 годы и направлена на совершенствование государственной политики защиты детства. Толчком разработки данной политики послужили результаты, достигнутые с 2012 по 2017 годы при осуществлении Национальной стратегии действий в интересах детей. За последние пять лет  были внесены изменения законодательного характера, определяющие развитие образования, летнего отдыха, защиту прав детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями.
О том, как повлияла Национальная стратегия действий и что следует ожидать от «Десятилетия детства» щигровцам, мы ведем беседу с начальником отдела образования администрации г. Щигры Еленой Борисовной Василенко:
- Наблюдалась ли положительная динамика в реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы в г. Щигры?
- Безусловно. Принят целый ряд управленческих решений, определены ключевые механизмы в реализации государственной политики в интересах детей в рамках муниципальной программы «Развитие образования в г. Щигры Курской области». Это реализация прав детей всех категорий на получение общедоступного и качественного бесплатного дошкольного и общего образования согласно требованиям федеральных государственных образовательных стандартов. Для повышения профессиональной компетентности руководящих и педагогических работников школ и детских садов созданы и действуют три региональные стажировочные площадки в средних школах №4 и №2, в детском саду «Сказка». Развивается система дополнительных бесплатных образовательных услуг по следующим направлениям: естественно-научное, физкультурно-спортивное, социально-педагогическое, туристско-краеведческое, художественное, техническое. На сегодня внеурочной деятельностью  охвачено 100%, дополнительным образованием – 78% обучающихся школ города. Благодаря введению в строй нового детского сада «Сказка», открытию дополнительной группы в дет-ском саду «Солнышко», группы для детей из семей, попавших в тяжелую жизненную ситуацию, в дет-ском саду «Родничок», созданию дополнительных мест за счет проведения капитальных ремонтов в детских садах «Теремок» и «Улыбка», решена проблема доступности дошкольного образования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Особое внимание в реализации стратегии уделялось вопросам обеспечения качества образования. В рамках выполнения программ инновационной деятельности на двенадцати муниципальных площадках обеспечено серьезное обновление программ и методов работы образовательных учреждений. Большая работа ведется средними школами и учреждениями дополнительного образования по выявлению одаренных детей. Так, предметная олимпиада текущего учебного года еще не завершена, но у нас уже есть призер регионального этапа олимпиады по литературе – ученица  9-го класса средней школы №5 Татьяна Аболмасова (педагог Г. В. Дунаева). 
- Как Вы оцениваете образовательный уровень щигровских школьников?
- Достаточно высоко. Наши обучающиеся являются участниками Всероссийских проверочных работ, процедур независимой оценки качества образования, Единой системы оценки качества образования, Национальных исследований качества образования по различным предметам. 
За последние два года через независимую оценку качества образовательной деятельности прошли все детские сады, средние школы и учреждения дополнительного образования. Приятно отметить, что все городские учреждения получили оценку «хорошо» или «отлично».
Важную роль в оценке качества подготовки выпускников играет государственная итоговая аттестация (ЕГЭ, ОГЭ и ГВЭ). Наши выпускники успешно справляются с экзаменационными заданиями и поступают в средние специальные или высшие учебные заведения. 
Процедура проведения  экзаменационных испытаний ежегодно меняется. В текущем году в ОГЭ по русскому языку для 9-го класса появится устная часть – итоговое собеседование. В 2018 г. проходит апробация процедуры, поэтому полученные результаты не повлияют на допуск выпускников к ГИА-9.
- Национальная стратегия действий в интересах детей впервые обеспечила законодательное закрепление равного доступа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья к качественному образованию всех уровней. Что было сделано в этом направлении педагогическими коллективами учреждений города?
- За истекший период работа коллективов образовательных учреждений была направлена на создание необходимых условий для обучения данной категории детей и на разработку системы психолого-педагогической поддержки их семей. В рамках реализации государственной программы «Доступная среда» в трех учреждениях (средние школы №3 и №4, детский сад «Солнышко») обеспечена архитектурная доступность, приобретено специальное учебное оборудование. 
В ходе реализации программы Курской области «Комплексная поддержка детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью «Нам доступно все!» на 2016-2017 годы в МКДОУ «Детский сад «Солнышко» открыт кабинет раннего вмешательства, направленный на оказание методической, диагностической, консультативной помощи семьям, имеющим детей до трех лет с выявленными нарушениями развития, которые не посещают дошкольное образовательное учреждение; в МКДОУ «Детский сад «Родничок» действует консультативный пункт по психолого-педагогическому сопровождению данной категории детей и оказанию консультативной помощи  их родителям (законным представителям), повышению их педагогической компетентности в обучении детей на дому.
- 2018-2027 годы Указом Президента Российской Федерации объявлены в России «Десятилетием детства». Каковы Ваши ожидания от этой программы?
- Со слов заместителя председателя Правительства РФ О. Ю. Голодец,  государство отдает приоритет вопросам школьного образования и ясельного обеспечения. Надеемся, что будет создана современная образовательная среда, укреплена материально-техническая база городских школ. Ожидаем выделения дополнительных финансовых средств для создания в дошкольных учреждениях ясельных групп для детей в возрасте от двух месяцев и привлечения к данной работе опытных медицинских и педагогических кадров.
Перед образованием стоят сложные задачи: создание и внедрение программ обучения детей правилам безопасного поведения в Интернете, профилактика интернет-зависимости, предупреждение рисков вовлечения в противоправную интернет-деятельность. Уверена, что государство не останется в стороне от решения этих задач и подключит к работе органы  безопасности разных уровней и федеральные службы по надзору в сфере информационных технологий и массовых коммуникаций.
Еще одна проблема - это излишнее, на мой взгляд, разнообразие учебников. Переходя из класса в класс или в другую школу у детей возникают трудности в освоении учебных программ. Сегодня в федеральный перечень включено почти 1300 учебников. Федеральный перечень составляется на 3 года. Так как последний список был одобрен Правительством РФ в 2017 году, то в 2018-2019 годах он останется прежним. Хочется верить, что все последующие изменения, вносимые в федеральный перечень, будут направлены на сокращение количества учебников и повышение качества их содержания.
Убеждена, что программа «Десятилетие детства» определит ориентиры развития системы мотивации и поощрения детей, участвующих в социально значимых проектах, в волонтерском движении, в деятельности «Российского движения школьников», юнармейском движении, внедрении Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне!».
Беседу вела А. Тунян