Газета Щигровского района Курской области
Комментарии

Под стук колёс и грохот канонады…

23 января

320

0

Ууу-у — врезается в монотонный стук железных колёс гулкий сигнал паровоза. Один длинный и один короткий — сигнал бдительности, — расшифровывает в полусонном состоянии Ефросинья. — Это нестрашно, видимо, какой-то зверь на полотне. В случае вражеского нападения или другой серьезной опасности будет один длинный и три коротких — сигнал общей тревоги. Эти сигналы будут всплывать в памяти Ефросиньи Федоровны Дрик, проживающей в п. Вишневка Щиг­ровского района, до конца дней. Женщина осталась единственной ныне живущей свидетельницей тех страшных событий. Вместе со своим военно-эксплуатационным отделением она прошла через всю Россию, лично прочувствовав все «прелести» Великой Оте­чественной войны.
В 1939 году в поселке Кшенском появился незнакомый мужчина. Он вербовал молодых людей на работу на Дальнем Востоке. Мама Фроси тогда сказала: «Ты всегда заработаешь себе рубль и купишь еду, а у нас есть нечего». Сёла в то время были ослаблены раскулачиванием и массовой коллективизацией. Тяжелым бременем для крестьян стали и хлебозаготовки. Следуя совету матери, юная Ефросинья собрала свой скромный скарб и отправилась на Дальний Восток в Хабаровск.
Девушка родилась в селе Михайлоанненское Советского района. До седьмого класса училась в деревне Бобровка, а в восьмой класс пошла в школу в Кшени.
— Мама говорила: «Не ходи, хватит. Твои одноклассницы уже давно бросили школу». А я очень хотела учиться и ежедневно ходила по 16 километров в один конец и столько же обратно, — вспоминает моя собеседница.
Когда пассажиры поезда высадились в Хабаровске, Ефросинье предложили быть учителем русского языка и литературы, поскольку у неё одной из немногих было 8-летнее образование.
— Я бы, наверное, пошла в школу, потому что очень любила учителей. Всегда сидела на первой парте и внимала каждому слову преподавателя. Для меня они были кладезем ума и стиля. Но в дороге у меня украли два платья, а пойти работать учителем в поношенных вещах я не могла.
Так Фрося попала работать на железную дорогу путевым рабочим. Труд был физически тяжелым. Маленькой хрупкой девчонке не под силу были тяжёлые стальные рельсы, которые приходилось поднимать, а огромные костыли лишь после десятого удара тяжёлой кувалды входили в рельсу до конца. Однако еще труднее для Фроси была акклиматизация. Из-за разницы часовых поясов она засыпала прямо на путях.
Увидев полусонную девушку на железной дороге, бригадир так и сказал:
— Этого путейца надо убирать, пока у нас не произошло несчастного случая. Она сама не работает и других отвлекает.
Ефросинью перевели в техотдел чертежницей. Начальник в ней души не чаял. Девушка быстро освоила новое дело, очень скрупулезно и старательно выводила буквы, чертила схемы.


ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКТ

О размерах работы железнодорожников при подготовке и проведении Берлинской операции маршал Советского Союза Георгий Жуков в книге воспоминаний писал: «Железнодорожное полотно было перешито на русскую колею, и боеприпасы подвозились почти до самого Одера. Чтобы представить себе масштаб всех этих перевозок, достаточно сказать, что если бы выстроить по прямой поезда с грузами, отправленными для этой операции, они растянулись бы более чем на 1200 км… Самоотверженная работа наших железнодорожников ускорила падение Берлина.


Те годы на Дальнем Востоке были очень неспокойными. В 1938 году произошли столкновения на озере Хасан, а в 1939 г. — сражение на Халхин-Голе. 1 июля 1940 года был создан Дальневосточный фронт, что указывало на реальную угрозу начала войны.
Боевой путь юной железнодорожницы начался в апреле 1944 г. Тогда на станции Хабаровск-II было сформировано военно-эксплуатационное отделение №33, в состав которого включили и Ефросинью. Сюда брали молодых и сильных людей.
— Я подумала тогда, что мне терять все равно нечего… И  состав отправился на фронт. В Омске нас переодели в военную форму, выдали оружие. Поначалу мы не узнали друг друга, — вспоминает ветеран. — Всех подстригли под пилотку, а в парикмахерской в огромном ящике остались состриженные девичьи косы.
Технически грамотная Фрося, отработавшая довольно долго на путях и в мастерской, прошла курсы при институте, её назначили в бригаду по организации движения. Формирование, направление поездов полностью легло на девичьи плечи. Работать приходилось в очень тяжелых условиях. Повесив на плечи 7-килограммовый автомат, в условиях однопутного движения на перегонах, недостатка приемо-отправочных путей на станциях, ночью, в полной темноте, она выполняла задания командования фронтов по приему поступающих поездов, их расформированию и подаче к местам выгрузки. Обеспечивала вывоз в тыл неисправной техники, раненых и трофейного имущества.
— Где-то прорвутся наши вперед, а ведь танку, пройдя десять километров, требуется заправка. Значит, туда срочно необходимо доставить цистерну с топливом. Ширина западной дороги на 9 сантиметров меньше восточной, поэтому путейцам приходилось наспех перешивать пути и переносить правую нитку. При этом надо было соблюдать миллиметровые допуски, чтобы вагоны шли строго по нужному направлению, — рассказывает Ефросинья Федоровна.
Отделение, в котором она служила, выполняло воинские перевозки во время Белорусской, Висло-Одерской и Берлинской операций. Железнодорожники отделения, несмотря на большие разрушения, сложность перешивки пути на металлических шпалах и брусьях, частые налеты вражеской авиации, успешно продвигали к фронту воинские эшелоны. Только за пол года ВЭО‑33 сменило пять районов эксплуатации. Оно восстанавливало и эксплуатировало железнодорожные узлы Молодечно, Вильнюс и Каунас. На территории Польши эксплуатировало Инороцлавский и Познаньский железнодорожные узлы с прилегающими участками, а на территории Германии — участки Кройц — Кюстрин и Франкфурт-на-Одере — Берлин.
Новость о Победе в мае 45-го Фрося встретила в городе Франкфурт-на-Одере, недалеко от Берлина.
Затем её направили в город Черняховск Калининградской области, где она пришла в управление железной дороги и попросилась на работу, представив весь свой послужной список. Девушку, естественно, взяли, там она проработала до пенсии. В 80-х годах Ефросинья Федоровна вместе с супругом Николаем Романовичем вернулась на родину в Советский район.
…Под стук колес и грохот канонады проходил боевой путь моей героини. Её заслуги отмечены орденом Оте­чественной вой­­ны, медалью «За Победу над Германией», юбилейными медалями. Но самое главное в том, что её боевой и трудовой вклад в победу над фашизмом будут помнить и чтить благодарные потомки.
Низкий поклон Вам, ветеран Второй мировой!
Е. Маслова

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте так же